вторник, 18 января 2022 г.

Трудятся ли современные дети?✂️🖌 | Записки учителя | Яндекс Дзен 

Практическая составляющая урока технологии как основа формирования компетенций учащихся в рамках реализации системно-деятельностного подхода

1.Ахмадеева Ирина Ивановна, учитель технологии МБОУ "Средняя школа № 49 г.Макеевки"

     Практическая составляющая урока Технологии как основа формирования компетенций учащихся в рамках реализации системно-деятельностного подхода

     Что можно внести нового и как включить требования современных стандартов в обучающий процесс? Что первостепенно необходимо сформировать у учащихся?

     На уроках технологии в силу специфики предмета учащиеся вовлечены в различные виды деятельности, направленной на формирование компетенций в рамках реализации системно-деятельностного подхода.

     Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

     Для того, чтобы облегчить адаптацию детей и сделать успешной их интеграцию в современное общество, сложилась определенная система подготовки учащихся к труду и, значит, к будущей жизни. Поэтому, организуя труд учащихся по разным профилям, преподаватель помогает формировать личность ребенка, его жизненную компетентность. На решение этой задачи и нацелена вся наша работа. 

     Компетентность – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, приобретенных в процессе обучения. 

     Вывод: компетентность – это результат обучения.     

     Основные группы жизненной компетентности:

  • Социальная – умение человека полноценно жить в обществе, т.е. умение принимать решение, умение делать выбор, брать на себя ответственность, бесконфликтно решать проблемы и принятие демократических ценностей (права человека, признание прав других людей и отношение к личности);

  • Поликультурная – овладение достижениями культуры и понимание различий между людьми, толерантное отношение к человеку;

  • Коммуникативная – умение общаться устно и письменно на родном и иностранном языках;

  • Информационная – умение добывать, осмысливать и использовать информацию из различных источников;

  • Компетентность самообразования и саморазвития, продуктивной творческой деятельности, готовность и потребность обучаться в течение всей жизни;

     Обычно термином «компетентность» обозначают высокий уровень квалификации и профессионализма специалиста. Ученик считается компетентным, если способен перенести компетентность на определённые ситуации реальной жизни.

    Теперь рассмотрим примеры видов жизненной компетентности на уроках технологии в рамках реализации системно-деятельностного подхода в рамках изучения темы «Технологии получения и преобразования текстильных материалов»: 

  • Социальная – работа в парах по определению лицевой и изнаночной стороны по теме «Материаловедение». После объяснения учителя каждой паре раздаются образцы тканей, причем один образец имеет четко выраженную лицевую и изнаночную стороны, а другой выполнен из однотонной ткани, поэтому определение изнаночной стороны становится проблемой. Детям раздаются карточки с признаками лицевой и изнаночной стороны, на которых они должны их отметить.

  • Поликультурная – на уроке труда дети впервые сталкиваются с таким понятием как «история моды», которую они изучают непосредственно по журналам мод разных лет. Первой реакцией зачастую является смех, удивление. Но когда им предлагаешь выбрать из журнала то, что им нравится и что можно применить в наше время. И тут реакция меняется – идет активный поиск, обсуждение выбранных образцов, вносятся индивидуальные корректировки. Также вспоминаем с детьми примеры стран, в которых сосуществуют национальная и европейская одежда (Япония – кимоно, Индия – сари, Шотландия – килт). Объясняем, что мода многонациональна, и все зависит от таланта, умения, а не от пола и цвета кожи. 

  • Коммуникативная – детям нужно как можно больше предоставлять возможность на уроке общаться между собой, но при этом необходимо следить за культурой речи, правилами общения и поведения, корректировать юмор. Учитель, используя интерактивный метод дискуссий, побуждает учеников к коллективному решению проблем и активному диалогу. Также ученики сталкиваются с терминами иностранного происхождения, и им необходимо давать точный перевод и смысловое значение. Например, драпировка – свойство ткани образовывать мягкие складки. Декатировка – ряд технологических операций для подготовки ткани к раскрою, таких как увлажнение, утюжка, проверка на устойчивость окрашивания. Понятие «от кутюр» - высокая мода и прочее

  • Информационная – как правило, домашнее задание заключается в подготовке информации, презентации по данной теме. Работа в медиаклассе, используя метод дебатов. Например, правильно составить последовательность изготовления изделия на медиадоске. Просмотр видеороликов по изучаемой теме. Просмотр и обсуждение учебных видеофильмов.

  • Самообразовательная – опережающее задание, проекты, творческое задание. Причем творчество должно выразиться в создании субъективно нового продукта, того, что ребенок не делал до этого. Например, отделка самостоятельно изготовленного изделия вышивкой, пуговицами, аппликацией и т. д.



2. Кожухарь Сергей Федорович, учитель технологии МБОУ "Средняя школа № 34 г.Макеевки"
 
 3. Жукова Татьяна Ивановна, учитель технологии МБОУ "Средняя школа № 22 г.Макеевки"
 

       Практическая составляющая урока технологии, как основа формирования компетенций учащихся в рамках реализации системно-деятельного подхода.

«Технология «- это предмет, который в наибольшей степени из всех других

школьных учебных дисциплин позволяет активно развивать творческую личность растущего человека.

Молодежь нужно планомерно обучать творчеству. Способность молодых к неожиданному взгляду на природу вещей, свежесть восприятия, свободного от предвзятости и предрассудков, стремление к нестандартным решениям – эти качества молодежи составляют огромный капитал общества. Благодаря известным методам решения изобретательских задач у каждого молодого человека есть возможность стать генератором идей.

Исходя  из этого, выделяются следующие основные задачи:
- Сформировать у учителя определенное представление о современных технологиях обучения;

- Раскрыть связь технологии и методики обучения;

- Обеспечить совершенствование профессиональных умений учителей;

- Развить творческое отношение учителей к внедрению новых технологий.

Решение этих задач, в первую очередь, в повышении профессиональной компетентности учителя. Здесь важную роль играют курсы повышения квалификации, в том числе и дистанционные, информационное пространство и сетевое взаимодействие учителей и, конечно же, сама личность учителя. Поэтому при планировании методической работы, которая должна носить непрерывный характер , необходимо учитывать предложения учителей по включению в план работы тех вопросов, которые вызывают сложность, проблем, требующих обсуждения, проработки. Кроме того, учителя должны постоянно работать по темам самообразования, практиковать форму самоанализа урока.

Проблемы, препятствующие повышению уровня качества знаний обучающихся:

- несоответствие организации урока современным требованиям;

- отсутствие деятельностного обучения на различных этапах урока;

- отсутствие системы индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся;

- отсутствие регулярного анализа полученных на уроке (или системе уроков) результатов обучения, воспитания и развития учащихся;

- недостаточно сформированы универсальные учебные действия;

- недостаточны знания психологии современных учеников
- формальный подход педагогов к своему самообразованию;
Учителю необходимо научиться создавать условия, организовывать и направлять деятельность своих учеников, которые должны приобретать знания сами в процессе собственной деятельности на уроке.

В центре образовательного процесса стоит потребитель знаний — обучающийся. Именно для него/нее пишутся учебники, проводятся уроки, разрабатываются новые образовательные технологии. Поэтому правомерно говорить о качестве обучающегося, который является тем материалом, который должен быть превращен в конечный результат образовательного процесса.

Учитель и ученик взаимодействуют на уроке. Таким образом, чтобы ученик получил качественное образование, учитель должен провести качественный урок.

Под термином «качественный урок» следует понимать урок, соответствующий современным требованиям.
Материально-техническая база оказывает существенное влияние на умственное развитие и профессиональное становление школьников и является главным условием эффективного и качественного функционирования учебно-воспитательного процесса.
Пути повышения эффективности урока:

- постоянное повышение научной эрудиции, педагогического мастерства учителя;

- улучшение материальной базы учебного заведения, кабинетов;

- комплексное планирование уроков;

- рациональное использование времени урока;

- соблюдение логики уроков; - соответствие содержания образования методам обучения, возможностям обучающихся и учителя;

- развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся;

- учет индивидуальных особенностей обучающихся.

- позиция педагога в учебном процессе (руководитель, организатор познавательной деятельности).

Таким образом, цель программы модернизации урока состоит в следующем: повысить качество урока через использование технологии деятельностного обучения, сформировать на этапе начального образования и развивать на этапах основного и общего образования универсальные учебные действия, обеспечивающие «умение учиться»:

- личностные универсальные учебные действия; - регулятивные универсальные действия;

- познавательные универсальные действия;

- коммуникативные универсальные действия;


-привить навыки обучающимся самоорганизации;

-учителям освоить деятельностный метод обучения;

Для достижения  нового образовательного результата, необходимо обучение  организовать так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие обучающегося.               

Так как основной формой организации обучения является урок, то в рамках СДП учителю необходимо знать:

принципы построения урока; примерную типологию уроков; критерии оценивания урока. 

Вместе с тем  уже сейчас нам необходимо хорошо понять, что при  организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов, как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником. 

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся. 

  Критерии результативности урока:

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п. (рефлексионное действие).

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные проемы.

8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10.  Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11.  Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12.  На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.). 

Реализация СДП обучения опирается на методы:

· активные;

· интерактивные;

· исследовательские;

· проектные.

Дидактическая модель СДП (обучения) позволяет осуществлять:

формировать мышление через обучение деятельности;  

формирование системы  культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах; 

формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Методологическую основу программы модернизации урока составляет технология деятельностного метода обучения.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий