понедельник, 28 сентября 2020 г.

Цифровая компетентность педагога

«Если солдаты не будут практиковаться изо дня в день, то на передовой они попадут во власть страха и сомнений.  Если генералы не будут тренироваться изо дня в день, то во время боя они не будут способны к маневрированию.»
(Сунь Цзы «Искусство побеждать» в переводе Виногродского)

При очевидном стремительном распространении информационных технологий до сего времени вокруг ИТ в образовании не утихают дискуссии. И если уже речь не идет о том, нужно ли учителю тратить время и силы на их освоение и чего в них больше — пользы или вреда, то о том, в какой степени, какие, как и когда осваивать и применять, и какие современному учителю нужны навыки, — все это активно обсуждается. Не вызывает сомнения то, что, как показывает опыт, сегодняшнему «генералу» на его полях сражений важны ежедневные тренировки в следующих навыках:

Операциональные навыки — учитель должен уверенно пользоваться технологиями, уметь решить возникшую в ходе урока проблему, связанную с их использованием; уметь быстро освоить, опираясь на свой опыт, новые сервисы и приложения самостоятельно или в сотрудничестве с коллегами (и учениками).

Поисковые навыки — нужно уметь пользоваться разными поисковыми системами, чтобы рассмотреть разные ресурсы и представляемые точки зрения по нужному вопросу.

Критическая оценка — необходимо уметь самому и научить учащихся критически оценивать и отбирать адекватные, соответствующие времени и образовательной задаче, надежные и безопасные ресурсы и информацию.

Креативность — знание назначения и умение увидеть целесообразность применения тех или иных инструментов для расширения возможностей и творчества в решении конкретных дидактических задач, реализации проектов.

Коммуникационные навыки — умения использовать соответственно решаемым педагогическим задачам имеющиеся в наличии средства коммуникации (электронная почта, встроенные в приложения чаты, мессенджеры и т.д.).

Навыки безопасности — учитель должен владеть сам и научить учеников безопасному поведению и использованию ресурсов интернета, социальных сетей, защите персональной информации, постоянно работая над формированием у учеников навыков цифрового гражданина.

Осведомленность, знание рынка технологий — умение быть в курсе новинок, отвечающим потребностям обучения, выходить с предложениями к администрации ОУ о возможности использования тех или иных новых технологий.

Гибкость — технологии и сервисы постоянно совершенствуются, и обладающий цифровой грамотностью учитель должен уметь подстраиваться к новым изменениям, быть открытым для обучения.

Знание платформ для коммуникации — все более широко в образовательном процессе используются такие средства коммуникации как Skype или Google Hangouts, которые открывают большие возможности для общения учащихся с экспертами по всему миру, осуществления видеоэкскурсий, оналйн обучения у удаленных преподавателей. Потому знание таких платформ для учителя особенно ценно.

Знание платформ персональных учебных сетей — на современном этапе персональная учебная сеть имеет ключевое значение для профессионального развития педагога, т.к. позволяет быть в курсе инноваций, оперативно осваивать новое и учиться у своих коллег. Умение пользоваться такой популярной у учителей платформой, как например, Twitter, позволяет им общаться и делиться информацией как по своему предмету, так и в других областях.

Навыки сбора и обработки данных — знание технологий, обеспечивающих сбор и обработку результатов и данных о прогрессе учеников, позволяет педагогу дифференцировать обучение, своевременно реагировать на возникающие проблемы и оказать помощь тем, кому она нужна.

Сотрудничество — учитель, обладающий цифровой грамотностью, открыт к сотрудничеству онлайн с коллегами и учащимися других учреждений, в том числе и по всему миру, для вовлечения ребят в интересные проекты, либо для собственного профессионального развития.

Источник: http://roachinthenet.blogspot.com

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий